Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Сушиновская средняя общеобразовательная школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

перспективного развития моу сушиновской средней общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. сУШИНОВКА,

2011

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проект перспективного развития МОУ Сушиновской средней общеобразовательной школы разработан в целях реализации направлений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2011 год.

Видение того, как может развиваться школа, представлено в данном проекте, разработанном педколлективом школы с привлечением учащихся и их родителей.

 

1. Концептуальное видение школы

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой ставится новая задача: необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на  воспитание и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Школа должна подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям, что требует:

  • во-первых, создания такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
  • во-вторых, создания условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, проблема активного, творческого поиска и получения знаний, дальнейшее практическое применение их в жизни  как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимость решения этой проблемы  вызывает потребность во введении новых педагогических методик и технологий в учебный процесс.

В основе этой деятельности лежит приобретение учащимися личностного и профессионального опыта.

 

Ценностные приоритеты развития школы

Основные цели деятельности.

  • Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.
  • Создать воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
  • Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса:  учащихся, родителей, учителей.
  • Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей.
  • Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса.
  • С целью повышения возможностей профессионального развития педагогов разработать индивидуальные карты их профессионального роста.
  • Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Продолжить работу по уровневой дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
  • Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий.
  • Оптимизировать систему внешних связей школы, в том числе и путем использования возможностей   школьного информационного центра.

2. Анализ настоящего состояния школы

Программа развития МОУ Сушиновской средней общеобразовательной школы была разработана в 2008 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой  для разработки данной программы развития. 

Заявленные  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности школы с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору.  Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.

Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций  образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. По данному  направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, собрания  родителей. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Развитие ключевых компетенций» на период 2011-2014 годов.

Позитивные изменения и проблемы  учебно-воспитательного  процесса школы.

Стратегия модернизации российского  образования, разработка образовательных стандартов,  информатизация образовательной среды   определяют новые ориентиры в развитии  образовательного учреждения, помогают  создать организационно-экономические  механизмы  достижения поставленных образовательных целей.

        Программно-целевой подход  к управлению развитием образования помогает четко спланировать приоритетные направления деятельности школы, видеть перспективу развития образования в конкретном ОУ и в регионе  в целом, своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.

          На основании вышеназванных документов, программы развития Уярского района были определены   приоритетные направления развития школы в 2008-2011 учебном году:   

  • Создание условий для психолого-педагогической поддержки  учащихся с проблемами в развитии.
  • Создание  благоприятных условий для самопознания, саморазвития и самореализации учащихся.
  • Взаимодействие с родителями,   общественными организациями, заинтересованными службами и ведомствами по вопросам образовательной деятельности школы.

  Администрация школы и педколлектив в своей работе по решению названных задач  опирались на Закон РФ «Об образовании», Устав школы, методические письма и рекомендации МО РФ, краевые, районные и внутришкольные приказы и другие документы, в которых определен круг вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

  Приведённые выше результаты работы школы, кадровое и материальное оснащение школы, дают основания считать, что  коллектив  в основном успешно реализовал Программу развития, разработанную в 2008 году и рассчитанную до 2011 года. В течение этого времени школа успешно реализовывала заложенную в Программе концепцию новой школы -  адаптивную модель, решало задачи умственного, нравственного, социального и физического развития учащихся. Каждому ребёнку были созданы необходимые условия для его для его личностного развития, удовлетворения его потребностей и возможностей в получении образования.

 Структура школы полностью соответствует заявленной в Программе. Процесс обучения строился на основе государственных программ, в которые были внесены небольшие изменения, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей учащихся и родителей.  Большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрения здоровьесберегающих технологий, соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и родителей. В школе функционировали творческие группы учителей по общим педагогическим проблемам, успешно решалась задача повышения профессионального мастерства учителей.

Воспитательная работа в школе  строилась на основе реализации разработанных воспитательных программ «Одаренные дети», «Здоровье»,  «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание», «Семья», «Ветеран», «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса».

        Наиболее успешно был реализован план перехода школы в новое качественное состояние по следующим направлениям программы развития:

  • совершенствование работы по преемственности между ступенями обучения путем активного участия школьной социальной службы в данной проблеме, регулярного проведения педагогических консилиумов по вопросам преемственности и  организации внутришкольного контроля по предметам;
  • обновление содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования; изменения в технологиях обучения,
  • использование новых информационных технологий;  

         Но говорить о полном решении заявленных целей и задач нельзя: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность школы, систематизировать внедрение информационных технологий, развивать общественное управление и внешние связи школы, усовершенствовать систему поощрения наиболее результативных учителей. У значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Высоко число обучающихся с отклонениями в здоровье.  Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и  внеучебной деятельности. Большинство школьников не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.

         Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Следовательно, необходимо также отслеживать результаты образования с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.

Всё это требует разработки новой Программы развития школы на 2011-2014 годы.

На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая программа развития:

Проблема первая –  обеспечение дальнейшего роста качества образования, оценка результатов образовательной деятельности школы.  Анализ результатов работы школы по показателю уровня обученности, качества обучения и воспитания показал, что снижение качества образования не выявлено.         

Проблема вторая  - высокое число учащихся, имеющих отклонения в здоровье.

Проблема третья  -  медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных педагогических  технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, проектных.

Проблема четвертая  – недостаточная эффективность в организации инновационной деятельности.   

Проблема пятая – недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования (в том числе и платного), участия общественности в управлении школой.

Проблема шестая -  необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.

 Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий  уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.    

         Данную ситуацию возможно изменить при условии создания информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и  формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной,  общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах.

На  решение проблем, выявленных в ходе анализа, направлена новая программа развития школы на 2011-2014 гг.

3. Цели и задачи Программы.

                                             Цель:

создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, ключевых компетентностей, способности к успешной социализации в обществе; сохранение и укрепление здоровья школьников

Задачи Программы:

  • внедрять методики, технологии обучения,   способствующие формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;
  • формировать исследовательские умения и навыки обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;
  • организовать предпрофильное обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;
  • систематизировать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;
  • совершенствовать организацию ученического самоуправления, детской общественной организации школы;
  • воспитывать детей в духе уважения к своей школе, селу, краю, России;
  • совершенствовать организацию учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • развивать техническую оснащенность школы с целью обеспечения эффективного развития образовательного процесса.

4.Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения:

  • обеспечение качества образования до 40%;
  • совершенствование профессиональной компетентности  педагогов школы чере6з курсы повышения квалификации;
  • повышение процента выпускников, поступивших в учебные заведения высшего образования по результатам единого государственного экзамена до 70%;
  • удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам через развитие кружковой работы;
  • создание условий для осознанного выбора будущей профессии выпускниками школы через внедрение предпрофильной подготовки;
  • создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни.

 

 

5. Этапы реализации

1. Ориентационно-мотивационный этап: 2011-2012 гг.

2. Конструктивно-формирующий этап: 2012-2013 гг.

3.Результативно-диагностический этап: 2013-2014 гг.

 

Направления

 

Мероприятия

сроки

Ответственные



Введение инновационных технологий в процесс обучения,

воспитания и развития личности

 

Внедрение в образовательный процесс современных технологий

Введение в образовательный процесс современных образовательных технологий и методик: технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления,  проектной  деятельности.

2011

2014

Зам. директора

 по УВР

 

Обучение учителей использованию компьютерных технологий, в том числе через дистанционное обучение

2011

2014

директор


Компьютеризация рабочего места учителя в кабинетах химии, физики, биологии, истории, литературы (приобретение ноутбуков и мультимедиа – проектора)

2011

2014

директор


Создание инфраструктуры управления процессом образования с использованием информационных технологий

2011

2014

директор


Систематизация базы данных по внедрению образовательных технологий

Создание общешкольного банка образцов проектов, используемых в ходе урочной и внеурочной деятельности

2011

2014

Зам. директора

 по УВР

 

Организация системы консультирования учителей по внедрению  современных образовательных технологий.

2011

2014

Зам. директора

 по УВР

 

Проведение мониторинга и диагностики результатов реализации современных образовательных технологий

2011

2014

Зам. директора

 по УВР

 

Совершенствование организации образовательной деятельности учащихся

 

Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников

Изучение проблемы мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения

2011

Зам. директора

 по УВР

 

Исследования «Причины низкой успеваемости учащихся»

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Психодиагностика  творческого мышления. Креативные  тесты

2011

 

Зам. директора

 по УВР

 

Разработка индивидуальных карт усвоения программного материала

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Совершенствование технологии внутришкольного контроля за качеством образования

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Анализ и коррекция учебно-методического обеспечения

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Выявление уровней  творческого  мышления  учащихся  и  определение возможностей  к  осуществлению   проектирования

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Организация работы по внедрению поисково-

исследовательских методов в УВП

Внедрение системы предпрофильного обучения в старшей школе

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Реализация системного подхода к формированию общешкольных умений и навыков (ОУУН):

- систематизация ОУУН;

-выделение приоритетных ОУУН для каждого предмета;
- разработка методики формирования ОУУН;

-координация работы методических обьединений;

- обеспечение возможности самостоятельного применения ОУУН учащимися в практической деятельности.

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Обучение учащихся методикам проектной и исследовательской  деятельности

2011-2014

Руководит. МС


Использование современных технологий  при изучении иностранных языков, истории, физики, химии, географии, биологии на основе использования современных технических средств обучения за счет оснащения кабинетов современным оборудованием.

2011-2014

Зам. директора

 по УВР, учителя


Организация системы методического обеспечения для проведения интегрированных уроков с применением компьютерных технологий

2011-2014

Зам. директора

 по УВР


Приобретение учащимися социокультурного опыта, через проектную деятельность.


Формирование познавательного  интереса  как  основы социальной  компетентности  и   культуры  учащихся.

 

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям

2011-2014

Зам. директора

 по УВР


Работа научно-исследовательского общества «Интерес»

2011-2014

Руководит. МС

 

Участие в творческих конкурсах, интеллектуальных марафонах различного уровня

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Проведение интегрированных уроков и мероприятий. Проведение предметных недель

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Обучение   учащихся        способам  креативной  деятельности

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Анализ  динамики  развития творческих способностей  ребенка (на основе индивидуальных  психических  и  образовательных  характеристик).

2011-2014

Зам. директора

 по УВР

 

Реализация подпрограммы «Одаренные дети»

2011-2014

 

 

Формирование «портфолио» учащихся

2011-2014

Зам. директора по ВР

 

Развитие коммуника-тивных способностей учащихся

Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений учащихся

2011-2014

Зам. директора по ВР


- исследовательские проекты (по предметам естественно-научного, гуманитарного циклов, искусству и физической культуре);

- познавательные проекты (освоение основ современной этики делового общения);

- социологические проекты «Повышение общей культуры школьника»

- информационно-агитационные проекты в социуме

2011-2014

 

 

Зам. директора

 по ВР


Создание системы традиционных и творческих заданий, направленных на контроль динамики коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи

2011-2014

Зам. директора по ВР


Реализация подпрограммы «Патриот»

2011-2014

Зам. директора

 по ВР

 

Издание общешкольной газеты «Калейдоскоп»

2011-2014

Зам. директора

 по ВР

 

Формирование   качеств  инициативности,    самостоятельности

 

Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни через реализацию подпрограммы «Здоровому все здорово».

2011-2014

Зам. директора

 по ВР

 

Реализация проекта «Благоустройство пришкольного участка

2011-2014

Зам. директора

 по ВР

 

 

 

6. Порядок управления реализацией Программы.

Общее руководство работой по ПРОУ и оценка степени эффективности её реализации осуществляются методическим  советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами- представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях административного совета школы, на заседаниях методического совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

  • Внутренний мониторинг проводит администрация школы и методический совет.
  • Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями. 

Основные механизмы реализации Программы развития.

  • Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения  в данном направлении,  ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.
  • Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:

Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО

Временные творческие коллективы

Родительский комитет ↔ Классные родительские комитеты

Совет старшеклассников ↔ Классные коллективы

 

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

  • повышение качества общего образования:
  • выравнивание возможностей учащихся в получении качественного образования;
  • повышение функциональной грамотности выпускников школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся);
  • увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;
  • обновление учебно-материальной базы школы (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);
  • расширение социального партнерства.

 

Пути решения задач Программы развития

В соответствии с основными задачами развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм:

  • «Программа по информатизации»,
  • «Здоровому все здорово»,
  • «Одаренные дети»,
  • «Программа патриотического воспитания»

 

Программа по информатизации

 

Содержание:

1. Состояние информатизации МОУ Сушиновской средней общеобразовательной школы на начало 2010 – 2014 учебного года

2. Описание деятельности по реализации программы на предстоящий период

3. Цель, задачи

4. Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса

5. Этапы реализации программы

6. План мероприятий по основным направлениям информатизации и предполагаемые результаты деятельности

7. Прогнозируемые результаты

8. Полученные продукты и способы их тиражирования

 

1. Состояние информатизации МОУ Сушиновской средней общеобразовательной школы на начало 2010 – 2011 учебного года

I. Актуальность.

 

Информатизация общества вызвана противоречием между необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие - переход в области обмена информацией на новые технологии, необходимость обмена информацией в планетарном масштабе приводит к необходимости информатизации системы образования.

Информатизация образования – это процесс интеграции и систематического использования  технических и материальных ресурсов, идей, научно – методических материалов в обучении, воспитании и управления.

Цель информатизации процесса образования - создание единого образовательного информационного пространства России, что позволит на основе использования новых информационных технологий повысить качество российского образования,  обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и  ступеней, а также  интегрировать информационное пространство страны в мировое  образовательное пространство.

Информатизация образования как отрасли народного хозяйства является одним из важнейших элементов информатизации России в целом. Знания, навыки и уровень информационной культуры приобретаемые будущими специалистами при обучении в школе, в дальнейшем существенно влияют на ход развития общества.

При разработке программы учитывалось, что информатизация образования в школе не может рассматриваться в отрыве от информатизации на общегосударственном уровне - проведения мероприятий по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

 

 

 

 

Ø  имеют персональные компьютеры - 100%

Ø  навыки работы с ПК – 82,4 %

Ø  выход в Интернет – 23,5%

Ø  используют ИКТ для активизации учебного процесса – 42,1%

Ø  используют ресурсы Интернет – 93,8 %

Ø  прошли курсы по ИКТ – 36,8%

Ø  имеют личные электронные почтовые ящики – 35,3 %

Ø  Являются членами сообщества «Сеть творческих учителей» - 11, 8 %

Ø  Прошли дистанционное обучение по предметам – 23,5 %

 

 

 

 

Ø  имеют персональные компьютеры - 35%

Ø  навыки работы с ПК – 43%

Ø  выход в Интернет – 0,9%

Ø  используют ИКТ в подготовке к урочной и внеурочной деятельности – <… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz